В августе 2009 года с мужем Сергеем и сыном Арестом Ульяна Андрасян приехала в кибуц Ашдот Яков Меухад по программе «Первый дом на Родине».
Наш разговор с ней состоялся примерно через год, я почти не задавал вопросов, только попросил вспомнить её первые впечатления. Ульяна уехала из Одессы вслед младшему брату Андрею, который приехал в Израиль по другой программе и прожил тут к тому моменту уже несколько лет, успев поучиться и отслужить в армии. Именно он подыскал своей сестре программу «Первый дом » , сам позвонил руководителю Елене Коварской и узнал все условия.
no images were found
Сотрудники сохнута в Одессе почему-то без энтузиазма отнеслись к этой затее, но, впрочем, признали, что программа Ульяне и её семье, скорее всего, подойдёт, они говорили про бесплатные столовые и прачечные, про то, что жить придётся в деревеньке, где найдётся подходящая работа, пусть и с маленькой зарплатой, но ведь, как уже говорилось, всё бесплатно. Ульяне хотелось жизни без риска, без боязни что что-то не получится, хотелось чтобы «её мальчики» были гарантировано одеты и накормлены, при этом хотелось не готовить и питаться в столовой, приобщаться к местной кухне и обычаям.
no images were found
Действительно деревней и притом далёкой показался Ульяне кибуц по приезде. Запах коровьей фермы, куратор Лея встречала семью на велосипеде, квартира оказалась маленькой — салон плюс спальня плюс нормальная кухня на которой стоял письменный стол и детская кровать. Разумно решив, что кухня должна быть кухней, а у ребёнка должна быть своя комната, детскую кровать перенесли в спальню, а Ульяна с мужем разместились в проходном салоне, и проблема уединения супругов на первый год встала довольно остро. Забегая вперёд скажу, что через год кибуц смог предоставить семье другую квартиру теперь уже с отдельной комнатой и для старших тоже.
no images were found
Для восьмиклассника Арсена репатриация оказалась делом не простым, только только он наладил отношения с одноклассниками в родном городе, то есть из «ботаника» превратился в одного из самых перспективных и уважаемых мальчиков в классе, как ему пришлось всё это бросить и после разговора с мамой он, что называется» скрепя сердце» согласился уезжать, как и она совершенно не представляя, что его ждёт. Без нормального английского языка было очень тяжело в начале, около пяти месяцев потребовалось Арсену чтобы заговорить на иврите, после чего последние барьеры были убраны, и теперь он уже почти совсем не вспоминает свою прежнюю школу.
no images were found
Для самой Ульяны этот год оказался годом перемены мировоззрения или по крайней мере самовосприятия. Из вполне закоренелого городского человека, каким она себя считала, Ульяна превратилась в крепкую хозяйку со своим домом и кругом забот, она говорит,что кибуц для неё теперь абсолютно родная среда, волей случая проведя две недели в Ашкелоне, она жутко устала от шума и суеты и тесноты, после этого привычный запах фермы показался близким и приятным, это был запах дома.
Безопасная жизнь, куда и с кем идёт гулять ребёнок она никогда не задумывается, по вечерам, после всех домашних хлопот они собираются с подружками поболтать о дне прошедшем, а по понедельникам вместе с куратором на иврите обсуждают все насущные проблемы.
— В этом есть что-то бабское, — говорит она, — но разве это плохо?
Я спрашиваю, удалось ли ей самой встречать новых репатриантов в кибуце, Ульяна отвечает что да, приехали как раз в соседнюю квартитру, новой соседке пришлось объяснять ситуацию с бытовыми и финансовыми условиями, как и многие прибывшие, как и сама Ульяна год назад, новая семья сохраняла до приезда в этих вопросах абсолютную наивность. То есть в целом, мне кажется, налицо абсолютное доверие сохнуту по всем аспектам репатриации. Вот он русский человек — визу поставили и вперёд, а там будь что будет.
спасибо за ответы,10 декабря мы будем у вас,надеюсь,что всё будет хорошо.
на счет договора…. нам договор никто не переводил, что смог на месте сразу перевел, что-то до сих пор перевожу….
Здравствуйте,в апреле репатриируемся по программе «Первый дом на родине».Уже сообщили название кибуца — Ашдот Яков Меухад. О нем мало информации и в интернете, и у вас на сайте. Может еще кто-нибудь напишет и разместит фотографии. Было бы очень интересно с кем нибудь пообщаться из этого кибуца. Спасибо.
Zdravstvuite, Evgen, menia zovut Helena. Napishite, chto konkretno hotite uznat -jesli smogu, otvechu vam. Ja zdes nedavno, tolko pol goda, no kartinka uzhe kakaja to sozdolas 🙂
Helena, спасибо,что согласились ответить на наши вопросы.Мы хотели узнать какие квартиры по площади и по количеству комнат предлагают.Входят ли коммунальные платежи в стоимость оплаты за жилье? Если нет,то сколько стоит вода,электроэнергия,и другие услуги? Какие планы у Вас после окончания программы(останетесь в кибуце или переедете в другое место)? А работу уже нашли или есть сложности? Вот на фотографии большой бассейн,там есть секция плавания для детей? Пока вроде все.Буду ждать ответа, до свидания.
Благодарю админа за доп.информацию.Всем пока.
Почему никто не отвечает? Информация засекречена????????
отвечаю: жилье стоит недорого (намного дешевле чем в больших городах), отдельно идет оплата за свет, воду, если нет стиралки то платишь за стирку если в кибуце есть прачечная, очень много платишь за садик (если есть дети), жилье везде разное, все зависит от кибуца, есть приличное — есть ужасное. зимой везде одинаково сыро и холодно, все болеют. выбирать вам жилье особо не придется — что будет в кибуце то и дадут. на зиму берите побольше теплых вешей, но не шубы, что-то теплое чтобы дома носить (теплые носки, пару свитеров, теплые одеяла) — в домах иногда холоднее чем на улице. лекарств побольше берите, от простуды, кашля, от головной боли и т.п. почему? потом поймете (много проблем с кибуцной медициной, порой лечишься сам)….
а вообще в кибуцах хорошо на первое время, тихо-спокойно — этакое «сонное царство», детям тоже хорошо.
Все правильно… почти. Потому что зимой холодно во всех без исключения квартирах в Израиле — они рассчитаны на летнюю жару, а не на зимний холод — бетонные стены, плитка на полу, не плотная изоляция окон. Мы это испытали на себе — в кибуце жаловались на холод в квартире — квартира небольшая,в старом доме, топились кондиционером и электрическими обогревателями, счета за электричество доходили до 250 шекелей в месяц — это злило ужасно, ведь каждая копейка на счету! Когда переехали в город, сняли относительно большую квартиру — 3 комнаты, около 75 метров, в новом доме с лифтом. Пришла зима (казалось бы, что в Израиле за зима?!), и начали мы мерзнуть до посинения. Только вот счета подскочили до 450 шекелей! Я была в шоке — ничего себе разница! Пошла выяснять и узнала нечто неожиданное — тариф на электричество в кибуце был дешевле, чем в городе. Оказывается, кибуцы покупают и продают электричество, которое сами вырабатывают большими солнечными батареями, дешевле, чем каждый из нас по отдельности, поскольку они «коллективные клиенты». Короче говоря, мы плюнули и топимся не оглядываясь на счета.
По поводу садиков — дорого — это относительно. Мы в кибуце платили за годовалого ребенка 1,100 шекелей. В садике было 12 детей и 3 с половиной (!) няньки и целый день на воздухе. Я никак не могла понять почему туда привозят детей из города — полчаса езды в каждый конец. Сейчас в городе платим 1,500 (ребенку сейчас два)и это из дешевых. В группе 15 детей и 2 няньки. Дворик, куда детей выводят «на прогулку» — два на полтора. Я случайно узнала, что наш «дорогой» садик в кибуце на самом деле стоит 1,800. Нам, оказывается, давали скидку в первый год.
И последнее — по поводу практики иврита. В кибуцах живут израильтяне! Процент русскоговорящих — 1%. Даже если не напрягаться по поводу общения с соседями (например, пригласить их в гости на чай с блинами или пирожками и расспросить о их жизни), хочешь не хочешь в магазине, поликлинике, прачечной, детском саду, с координатором говоришь на иврите. В любом израильском городе этот процент — от 15 до 40%, полно русских магазинов, русскоговорящие продавцы во всех магазинах и т.д. А если еще устраиваешься на работу на предприятие, где большинство работников русскоговорящие, то весь иврит кончается на том, что выучил в кибуце — слава Б-гу, мы выучили прилично, чего и вам желаю.
садики стоят безумно дорого, электричество в кибуцах щас дорогое тоже, зимой платить за элек-во прилично, согреться порой невозможно, никакие грелки не помогают. в кибуцах, которые в горной местности совсем холодно и сыро и плесень черная на стенах, дети болеют, так что не советую в горы ехать, хотя летом там очень хорошо и не жарко. везде свои плюсы и минусы, ну самый большой минус, что тут строить дома не умеют, экономят на материалах и не те те стандарты что в росии, хотя ктохочет и не жалеет денег то у тех дома нормальные, видели такие — летом не жарко и зимой не холодно — но это редкость большая….
Полезная информация для нас. Спасибо.
Shalom, Evgen,
izvenite , chto neotvetila srazu. Govoria o kvartirah zdes, v kibucah jest specialnije kvartiri dlia olimov. Oni ne samije luchshije, no vsio akuratno, sdelan remont, vsio pobeleno i otnositelno chisto. Dlia prozhivanija na pol goda ili god, etogo dostatochno. A cena tozhe otnositelnaja. V kibuce ochen udobno s detmi. Raboti tut pochti chto netu ( nu jesli tolko ubirat, mit posudu ili iskat v Tveriji). No bez jazika — trudno. Smotria kakije u vas profesiji i chego vi hotite — uchit jazik ili srazu rabotat. Ja znaju liudej, katorije v Izraele 13 let i ivrita sovsem neznajut, no rabotajut.
Da, v kibuce jest basein, i jest uroki detiam. V samom kibuce jest shkola, prachechnaja, magazinchik. Zhit tut mozhno, no ja sobirajus v ijule v Netaniju. Zdes mne trudno naiti rabotu. Neboites nichevo i prijezzhaite s polim chemodanom optimizma — vam on tut pomozhet bolshe, chem tioplaja zimniaja odezhda (no i pro nejo nezabudte 😉 ) Vsio budet horosho. Nenado slushat u kogo kak bilo — kazhdij zhiviot svoju zhizn. Mi mozhem vam posavetovat a vi dolzhni reshit. Zhdiom vas. 🙂
Helena, привет.Спасибо за поддержку. А какая у Вас профессия? Почему решили переезжать в Нетанию, там родственники или нашли работу?